Методический сайт Дополнительного образования детей и молодежи
Главная>>Методическая работа>>Методическое обеспечение образовательного процесса>>Совершенствование системы мониторинга

Педагогический совет на тему:

«Совершенствование системы мониторинга результативности выполнения образовательных программ»

17 мая 2018г. в ЦДОДиМ «Ранак» прошел педагогический совет на тему: «Совершенствование системы мониторинга результативности выполнения образовательных программ».

На педагогическом совете выступила заместитель директора по учебно-методической работе Старосветская Людмила Леонидовна: «образовательная деятельность как в системе дополнительного образования так и в Центре   предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей: учебным, предметным, (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы) и личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в кружке, студии, секции). Определение учебных результатов ребенка по дополнительной образовательной программе происходит на основании таких показателей (оцениваемых параметров), как:

♦       теоретическая подготовка ребенка (теоретические знания по программе, владение специальной терминологией).

♦       практическая подготовка ребенка (практические умения и навыки, предусмотренные программой, владение специальным оборудованием, творческие навыки).

♦       обшеучебные умения и навыки ребенка (интеллектуальные умения:

умение подбирать и анализировать литературу, пользоваться компьютерными источниками информации; коммуникативные умения: умения слушать и слышать педагога, выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссии; учебно-организационные умения и навыки: умение организовать свое место, соблюдать в процессе деятельности правила безопасности, аккуратно выполнять работу).

Отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, можно оценивать по трем направлениям:

♦       организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль),

♦       ориентационные свойства личности (самооценка, интерес к занятиям в детском объединении),

♦       поведенческие характеристики (конфликтность, тип сотрудничества).

Практическое состояние изучаемого вопроса (результативность реализации программы) можно проследить по результатам изучения наших 161 программ.

Результаты анализа этих программ показывают, что все они ориентированы на широкий спектр актуальных потребностей и интересов детей и подростков, для них характерно разнообразие педагогических технологий и содержания, различные временные рамки реализации, возрастные ориентиры.

Вместе с тем, анализ программ обозначил некоторые проблемы, связанных с выявлением и оценкой эффективности реализации образовательных программ:

♦       цели программ и решаемые в процессе их реализации задачи носят формально-обобщенный характер, в связи с чем программы ориентированы на абстрактные, глобальные результаты («творческое развитие ребенка», «всестороннее формирование личности» и т.п.);

♦       во многих программах образовательные результаты ограничены только познавательно-практической сферой в конкретном направлении деятельности (знаниями, умениями, навыками);

♦       затруднение у педагогов дополнительного образования вызывает определение форм оценки результативности образовательной программы.

При рассмотрении проблемы эффективности реализации образовательных программ интересным представляется и мнение педагогов, изучение которого проводилось в мае 2018 года. В исследовании приняло участие 47 педагога Центра. При анализе отношения педагогов к пониманию этого вопроса мы опирались на их рейтинговые оценки   параметров результативности освоения учащимися программ, на используемые диагностики, на формы и способы освоения программы и т.д.» (анкета прилагается).

С анализом анкет выступила методист высшей квалификационной категории Лобач Маргарита Валерьевна.

Опытом проведения диагностики уровня знаний учащихся поделилась педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории Пуйдак Надежда Ивановна.

Деловая обстановка способствовала активной включенности всех членов педагогического коллектива в работу, обсуждения и внесения предложений в решение педагогического совета.