Методический сайт Дополнительного образования детей и молодежи
Главная>>Социологическая работа>>Планы и предложения о сотрудничестве

Планы и предложения о сотрудничестве

Центр социального мониторинга дополнительного образования детей и молодёжи УО «Минский государственный дворец детей и молодёжи» проводит постоянно действующий семинар «Социологические исследования в практике совершенствования образовательной и воспитательной работы»

Основания для организации семинара:

  1. Решение коллегии Комитета по образованию Мингорисполкома от 25.05.2012 № 5 «Об эффективности системы идеологической и воспитательной работы и совершенствовании механизмов развития воспитательного пространства столицы».
  2. Приказ Комитета по образованию Мингорисполкома № 184-ОС от 28.05.2012

Материалы для семинарских занятий — результаты полномасштабных и пилотажных опросов среди учащихся, родителей, педагогов, собственные социологические исследования «Центра социального мониторинга» по авторским методикам с использованием самого современного программного обеспечения.

Кому это нужно?

Приглашаются: директора учреждений образования, завучи по воспитательной работе, педагоги-организаторы, социальные педагоги, классные руководители.

Какие задачи решаются с применением наших методик и подходов (практический смысл):

  1. Оптимизация обратной связи, подготовка тематических родительских собраний: формируется лояльное отношение родителей к школе (к педагогическому коллективу), родители активнее включаются в образовательную и воспитательную работу.
  2. Повышение качества управления: оперативный социальный анализ конкретной проблемы при подготовке к педагогическому совету.
  3. Обоснование и планирование воспитательных мероприятий, оценка достигнутого эффекта; подготовка тематических классных и информационных часов.
  4. Совершенствование образовательного процесса в русле компетентностного подхода.
  5. Проектирование и защита конкурсных (гранты и премии Мингорисполкома) образовательных и управленческих проектов.

Семинарские занятия

Семинарское занятие № 1. Кто такие «неформалы»?

Используются уникальные данные, полученные в результате полномасштабного социологического исследования «Влияние молодёжных субкультур на формирование личности и особенностей поведения подростков столичного региона».

Опрошено более 3 000 учащихся средних школ и профессионально-технических колледжей.

Тематический план семинарского занятия

  1. Неформальные молодёжные движения «вообще» и «в частности»: что у нас и что за рубежом.
  2. Вовлеченность учащихся столицы в неформальные молодежные объединения: потенциал количественного роста — что нас ждёт?
  3. Типичный подросток-неформал. Ценностно-мотивационный портрет личности подростка, который склонен к участию в неформальных объединениях.
  4. Эффективные модели воспитательной работы и сотрудничества с «неформальными» детьми.

Семинарское занятие № 2. Лидерство, предприимчивость, патриотизм – базовые социальные компетенции учащейся молодёжи

Используются уникальные данные, полученные в результате полномасштабного социологического исследования.

Опрошено более 2 300 учащихся. Проведено отдельное исследование на наблюдаемой группе педагогов и родителей. Имеются отдельные результаты по каждой школе, гимназии, лицею, которые приняли участие в опросе.

Тематический план семинарского занятия

  1. Базовая социальная компетенция «тип лидерской активности». Почему таких типов только четыре? Какие из них являются наиболее желательными для учащегося?
  2. Предприимчивость у взрослых и детей. Как определять сформированность предпринимательских настроений и что делать, чтобы развивать предприимчивость в среде учащихся.
  3. Патриотизм — это «любовь к родине» или что-то более конкретное? Связь между предприимчивостью и патриотизмом.
  4. О том, как эффективно использовать уже имеющиеся модели информационной и воспитательной работы, чтобы развивать в детях патриотические настроения.

Семинарское занятие № 3. Теория и практика сетевых оперативных социологических исследований и опросов

Тематический план семинарского занятия

  1. Использование локальных сетей и Интернет для тематических опросов (анкетирования) учащихся, родителей, педагогов: что это даёт и как это работает.
  2. Сетевой диагностический комплекс (СДК): знакомство с уже разработанными и протестированными анкетами, которые руководители учреждений образования и педагоги могут использовать в собственных интересах для решения конкретных задач.
  3. Перспективные разработки «Центра социального мониторинга» МГДДиМ для социологического сопровождения образовательного и воспитательного процесса.

Занятие проводится с использованием локальной сети УО «Минский государственный дворец детей и молодёжи». Участники семинара работают в режиме реального оперативного социологического исследования: непосредственно на занятии проводится опрос, обрабатываются результаты, обосновываются решения. При этом каждый участник получает возможность выступить в роли ангажированного эксперта в сетевом экспертном поле.